Вопросы по внедрению АСП нового формата

Уважаемые посетители сайта!
С 1 января 2018 года будет внедряться АСП нового формата.

Первый вопрос: что изменится?

В новом формате АСП, в отличие от нынешних видов социальных выплат, малообеспеченным гражданам или семьям будет представляться три вида поддержки в одном пакете:

1) выплата адресной социальной помощи;

2) содействие в трудоустройстве путем

а) направления на вакантные рабочие места, представленные работодателями;  

б) направление на обучение, с возмещение расходов на обучение, проживание, проезд, одноразовое горячее питание (в случае обучения в ТиПО) и выплата стипендий за счет государства;
в) направление на молодежную практику, социальные рабочие места и общественные  работы  с субсидирование  заработной платы за счет государства;
г) предоставление микрокредита на открытие собственного дела или расширение бизнеса.

3) оказание гарантированных государством специальных социальных услуг для лиц, нуждающихся в социальном обслуживании. Услуги могут представляться социальными работниками, НПО и государственными медико-социальными организациями.

Таким образом, АСП нового формата включает комплексный подход поддержки малообеспеченным гражданам или семьям для выхода из бедности.

Второй вопрос: кому АСП нового формата будет назначаться?

АСП нового формата назначается гражданам или семьям, доходы которых ниже 50% от величины ПМ в виде безусловной или обусловленной денежной помощи.

Безусловная адресная социальная помощь будет представляться малообеспеченным семьям, которые в своем составе не имеют трудоспособных членов или они по объективным причинам не могут участвовать в активных мерах содействия занятости.
Для таких категорий малообеспеченных семей АСП назначается без каких-либо условий ежеквартально и выплачивается ежемесячно.

Обусловленная адресная социальная помощь будет представляться трудоспособным малообеспеченным гражданам или малообеспеченным семьям, имеющих в своем составе трудоспособных членов при условии их обязательного участия в активных мерах содействия занятости.
В этих целях между социальными службами и получателями будет заключаться социальный контракт. Социальный контракт будет подписываться на 6 месяцев с возможностью его пролонгации ещё до 6 месяцев.
Подписывая социальный контракт, стороны берут на себя взаимные обязательства: социальные службы – предпринимать усилия по содействию занятости и выплачивать пособия, а трудоспособные члены семьи – добросовестно участвовать в мерах содействия занятости и социальной адаптации, направленных на вывод семьи из категории малообеспеченной.
Трудоспособные члены малообеспеченной семьи в рамках Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства могут получать государственную поддержку в виде оплаты расходов на обучение, субсидий 35% заработной платы на социальных рабочих местах, оплаты молодёжной практики для выпускников учебных заведений или в виде микрокредитов на льготных условиях.

В случае невыполнения трудоспособными членами малообеспеченной семьи, достигшими 18 лет, взятых на себя обязательств по социальному контракту, предусмотрен механизм сокращения размера пособия: при первом нарушении – сокращение АСП у трудоспособных членов семьи на 50%, при повторном – на 100%. При этом АСП будет сохранена в полном объеме для матерей, занятых по уходу за ребенком и несовершеннолетних детей.

Третий вопрос: какой будет размер АСП нового формата?

Во-первых, со следующего года будет повышена величина прожиточного минимума в связи с изменением методики ее расчета. Если в текущем году величина ПМ составляет 24 459 тенге, то на следующий год он увеличится до 28284 тенге.

Во-вторых, черта бедности, используемая для назначения адресной социальной помощи будет увеличена с нынешних 40% от ПМ до 50%.  Т.е. если в текущем году черта бедности составляла 9 784 тенге, то на следующий год ее величина будет равна
14 142 тенге.
Например, малообеспеченная семья, состоящая из 5 человек, в которой
1 член семьи работает и имеет доход – 24 459 тенге, 1 член семьи не работающий и занятый уходом за ребенком до 3 лет, а также трое несовершеннолетних детей. На сегодняшний день размер АСП составляет на семью 17 313 тенге, государственное детское пособие 7 148 тенге. На следующий год при сохранении текущего уровня дохода семьи размер АСП нового формата составит до 30 тыс. тенге или увеличится на 20 % по сравнению с 2017 годом.

Четвертый вопрос: Будут ли иметь граждане право на получение других видов социальной помощи?

АСП нового формата является Единым пособием, которое объединяет в себе три существующие социальные выплаты для малообеспеченных семей:

а) адресную социальную помощь, предоставляемая на каждого члена семьи, если среднедушевой доход семьи составляет ниже 40 % от величины прожиточного минимума.
б) детские пособия, назначаемые на детей до 18 лет в размере 1,05 МРП или 2 383 тенге в текущем году, если среднедушевой доход семьи ниже 60 % от величины прожиточного минимума;
в) специальное государственное пособие, предоставляемое для семей, имеющих четырех и более несовершеннолетних детей независимо от их дохода.

Таким образом, АСП в новом формате будет выплачиваться взамен трех указанных выплат и ее размер будет больше чем их совокупная сумма трех указанных выплат.


Скачать: МЕДИА-ПЛАН в рамках разъяснения АСП нового формата на октябрь-декабрь 2017 года

Скачать: О модернизации системы социальной помощи


Разъяснение к закону РК от 28 октября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты населения»

 

В соответствии с поручением Главы государства, изложенного в Плане нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ», Министерством здравоохранения и социального развития Республики Казахстан разработан новый закон по совершенствованию действующих механизмов оказания адресной социальной помощи.
В результате 28 октября 2015 года принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты населения», который вводится в действие с 1 января 2018 года. (Слайд 1)
Виды социальной помощи, действующие на сегодня и их особенности. (Слайд 2)
Суть и отличие новых подходов, предусмотренных в Законе, от действующей системы:
увеличение черты бедности для оказания адресной социальной помощис 40 до 50% от величины прожиточного минимума;
трансформация  специальных государственных пособий (СГП) многодетным семьям, государственных пособий на детей до 18 лет для малообеспеченных семей (ГДП), адресной социальной помощи, предоставляемой малообеспеченным семьям (АСП) в АСП нового формата;
обязательное участие трудоспособных членовмалообеспеченных семей в активных мерах содействия занятости для получения социальной помощи – с этой целью заключается социальный контракт, в котором определяются обязательства сторон - получателя (семьи) и Центра занятости - по содействию в трудоустройстве (обучении) и оказанию иных мер социальной поддержки;
назначение АСП на период действия социального контракта, в целях укрепления экономической самостоятельности получателей помощи (по действующей системе - АСП назначается на квартал;
внедрение института сопровождения семьи – осуществляется консультантами и проектными ассистентами, которые отслеживают ход исполнения участниками обязательств по социальному контракту;
Международный опыт (Слайд 3)


АСП будет классифицироваться на 2 вида: безусловную и обусловленную денежную помощь. (Слайд 4)
Безусловная помощь будет предоставляться тем гражданам, которые действительно нуждаются или оказались в трудной жизненной ситуации, и не могут по объективным причинам (возраст, состояние здоровья, инвалидность и иная социальная уязвимость) выйти из неё.
Обусловленная помощь будет оказана при условии участия в активных мерах содействия занятости. Это может быть профессиональная подготовка, направление на социальные рабочие места, трудоустройство, содействие в устройстве детей в дошкольные учреждения и др.
Районная (городская) комиссии по вопросам занятости или социальной адаптации выполняет координирующую роль. В данном случае документы, представленные заявителем направляются Центром занятости на рассмотрение комиссии по вопросам занятости или социальной адаптации.
Ответственность получателей АСП:
 в случае отказа получателя от заключения социального контракта или выполнения обязательств по заключенному социальному контракту, будут применяться санкции к получателям АСП из числа всех трудоспособных членов семьи, т.е. денежная помощь будет уменьшаться на 50% (при первичном отказе) или приостанавливаться (при повторном отказе) в зависимости от исполнения социального контракта. В то же время социальная поддержка детям будет сохранена выплата АСП на каждого ребенка, независимо от участия/неучастия трудоспособных членов семьи в активных мерах содействия занятости.